Владимирский
институт повышения квалификации
Работников образования
Кафедра педагогического
менеджмента
Статья
Для
публикации в сборнике
« От
чего зависит успешность школы»
Выполнила:
Зам. директора по УВР
МКОУ
Курловской СОШ №2
Гусь- Хрустальный Район
Селиверстова Н.А.
2012г
От чего зависит
успешность школы?
Каждая
школа может стать тем, чем она
Задумывалась - зданием о четырех стенах
С будущим внутри….
Бывший
председатель IBM
John
Fellows
Akers
Совсем недавно термин « успешность» можно было применить только к
человеку, а сегодня « успешность»- это универсальная категория. Её можно
отнести к бизнесу, семье, личным отношениям, карьере и даже к здоровью.
Современные инновации в
образовании говорят нам о том, что школа должна воспитывать успешную личность.
А это значит, что слова « школа» и «успешность» сегодня являются неотъемлемой
частью друг друга.
Я заместитель директора
по УВР небольшой школы, расположенной в маленьком городке в старом кирпичном
здании. Работаю в этой должности с 2005 года. Когда я пришла на эту
должность, передо мной стояли следующие
вопросы:
« Что делать?», « Куда идти школе?», « В каком
направлении развиваться?».
В городе Курлово, самом молодом городе Владимирской области,
работают две школы. У родителей возникает вопрос: « В какую школу отдать своего ребенка?»
Конечно, в лучшую, успешную, инновационную. (Общество всегда делит все на «успешное»
и «неуспешное».) Каждый родитель хочет,
чтобы его ребенок добился успеха уже в школе, чтобы в дальнейшем у него появились шансы добиться успеха и в жизни.
Сегодня наша школа -
гордость не только нашего городка, но и Гусь- Хрустального района. В школе
трудится квалифицированный педагогический коллектив: активный, ищущий,
творческий, высокомотивированный. Педагоги успешно применяют в образовательном
процессе и внеурочной деятельности современные образовательные технологии,
активно участвуют в различных районных,
областных конференциях, « штурмуют» ВИПКРО
с целью повышения квалификации, разрабатывают
образовательные модули по предметам, ведут диагностику учебных достижений. Некоторым педагогам
присвоен статус « Учитель- экспериментатор». Школа участвует в различных
конкурсах, в том числе на звание « Лучшее образовательное учреждение». Нами разработана программа
профориетационной
работы в школе, что помогает учащимся
определиться и сделать свой социальный
выбор ( модель предпрофильной
подготовки). Курловская СОШ №2 является областной
площадкой по теме « Модель сопровождения образовательной деятельности
обучающегося на основе интеграции общего и дополнительного образования». Руководителем
площадки в школе является инициатор всех идей ,
учитель физики высшей категории- Прошина
Галина Михайловна.
Школа сегодня
является успешной, продвинутой,
быстро реагирующей на изменения окружающей среды. Но так было не всегда…
Успешность школы можно рассматривать как синоним слова « статусность», а
этого статуса у школы не было. Что-бы о школе заговорили, родители поверили в
педагогов, школе необходимо было свое
лицо или свой «статус –кво».
С 2005 года ряд
педагогов, работая над методической
темой школы « Личностно - ориентированное образование и его технологии», изучив особенности этого метода ,
стал активно внедрять его в образовательный
процесс. Реализация Концепции модернизации российского образования, введение
профильного обучения в школе заставило задуматься о том, как предоставить
возможность учащимся 10-11 классов
выбрать свой профиль в обучении. Какой класс открыть: физико-математический или
социально - гуманитарный? И как быть, если такие классы уже существуют на базе другой школы? Как удержать
своего ученика? Поиски, мысли, изучение опыта работы школ области постепенно привели нас к
тому, что лучшая, перспективная и оптимальная для нас модель профильного
обучения - это выстраивание учеником
своей собственной индивидуальной траектории.
В 2007 году мы стали
районной площадкой по этой теме « Индивидуальная учебная траектория в
школе III ступени»: составляли программу,
внедряли технологии, активно делились опытом с другими школами района. В 2010
году вышли с этой темой на областной уровень. Школа заняла свое положение в
обществе, приобрела свой статус. В глазах жителей города школа стала другой- перспективной. В школе определена структура, позиция,
приоритеты. Сегодня это «школа для всех,
школа для каждого».
«Успешность»- это
еще и синоним слова « известность».
Чем может быть известна наша школа? Своей историей, ведь нашей школе скоро исполнится 110 лет
со дня основания. Это одна из старейших школ района, имеющая свои традиции: воспитательные, педагогические, спортивные.
У школы имеется свой собственный гимн, написанный учителем музыки – Хромовой
Ю.Н. Сложилась в школе система внеурочной и воспитательной работы,
которая стала впоследствии частью
эксперимента в школе. В Курловской СОШ №2
«живут» творческие учителя и
способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов
и которые не могут реализовать себя в
пределах школьной программы . Необходимо было
создать такую модель развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволила бы им
реализоваться в различных областях науки и техники. Было решено
организовать научно- исследовательскую деятельность через создание школьного
научного общества учащихся. Так появилось ШНОУ « ФОТОН». Стало традицией
ежегодно проводить научно – практические конференции, число участников
которой растет год от года. Это не только ученики и учителя нашей школы,
но и других образовательных учреждений района. Педагоги совместно с учениками
принимают участие в различных конкурсах
самого разного уровня. В этом году мы приняли участие в международном конкурсе
на лучший учебно-практический проект « Природа. Человек. Страна».
Известна школа и своими
учителями: строгими и величественными, темпераментными, артистичными,
энергичными и неугомонными. Именно благодаря им, школа стала узнаваемой.
Ученики становятся призерами олимпиад, прославляя имя школы. Известность любой
школе приносят ее
выпускники: за всю историю школы их немало. Среди них: химики-
технологи, инженеры- строители, военные, медики, учителя. Можно сказать, что Курловская
СОШ №2 известна в разных уголках нашей Родины.
Успешность- это синоним слова « эффективность».
Современное общество требует качественного образования. В начале
экспериментальной работы в школе проводились педагогические и методические советы, общешкольные собрания
посвященные теме эксперимента. Люди прямо признавались, что не
понимают сути инноваций, возникали споры, дискуссиии.
А затем учителя заговорили терминами нового образовательного мышления:
индивидуальность, дифференцированность, траектория,
маршрут. Это говорило о том, что произошли изменения в коллективе, произошел
профессиональный рост. Большинство педагогов улучшили свой профессионализм
через курсовую подготовку. Учителя получили другой статус даже в собственных
глазах. Многие вышли на обобщение своего
педагогического опыта и на его распространение.
«Успешность»- это также
количество и качество достижений в победах.
Поэтому необходимо было
подвигнуть педагогов на участие в профессиональных конкурсах « Наш классный - самый классный», « Сердце
отдаю детям», « Учитель года». Учителя неохотно на это шли. Пришлось самой
показывать пример. В 2007 году школа
заняла 2 место в районном смотре- конкурсе моделей методических служб .В 2009 году я стала
лауреатом районного конкурса « Учитель года». Теперь в школе много достойных
продолжателей. Конкурсы дают возможность проявить себя среди равных и
сильнейших. Победы имеют большое эмоциональное значение для имиджа самого
учителя и всей школы. В школе появились
учителя - творцы, созидатели, открылись новые таланты, что отразилось и на
детях: у продвинутого педагога - продвинутые ученики. В коллективе прижились
такие качества как взаимопомощь, взаимоподдержка. Педагоги школы успешно проходят аттестацию,
повышая свою квалификационную категорию.
Многие факты говорят о
том, что мы умеем замечать моменты успешности, а значит, работа эффективна. Рейтинг успешности школы и складывается из таких понятий как статусность, известность, эффективность. Подобный подход позволяет каждой школе проявить себя в разных областях и тем самым подняться на высшую ступень
рейтинга.
Но
главный критерий успешности - это то, что мы сами думаем о себе, то как мы воспринимаем и оцениваем себя, то, что мы делаем и
каких результатов достигаем.