Владимирский институт повышения квалификации

                                                         Работников образования

                                           Кафедра педагогического менеджмента

 

 

 

                                      Статья

                               Для публикации в сборнике

       « От чего зависит успешность школы»

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                            Зам. директора по УВР

                                                                            МКОУ Курловской СОШ №2

                                                                            Гусь- Хрустальный Район

                                                                            Селиверстова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            2012г

                                  От чего зависит успешность школы?

                                     Каждая школа может стать тем, чем она

                                                             Задумывалась - зданием о четырех стенах

                                                              С будущим внутри….

                                                        Бывший председатель IBM John Fellows Akers

Совсем недавно термин  « успешность» можно было применить только к человеку, а сегодня « успешность»- это универсальная категория. Её можно отнести к бизнесу, семье, личным отношениям, карьере и даже к здоровью.

Современные инновации в образовании говорят нам о том, что школа должна воспитывать успешную личность. А это значит, что слова « школа» и                         «успешность» сегодня являются неотъемлемой частью друг друга.

Я заместитель директора по УВР небольшой школы, расположенной в маленьком городке в старом кирпичном здании. Работаю в этой должности с 2005 года. Когда я пришла на эту должность,  передо мной стояли следующие вопросы:

 « Что делать?», « Куда идти школе?», « В каком направлении развиваться?».

В городе Курлово, самом молодом городе Владимирской области, работают две школы. У родителей возникает вопрос: «  В какую школу отдать своего ребенка?» Конечно, в лучшую, успешную, инновационную. (Общество всегда делит все на «успешное» и «неуспешное».) Каждый родитель хочет,  чтобы его ребенок добился успеха уже в школе, чтобы в дальнейшем  у него появились шансы добиться успеха и  в жизни.

Сегодня  наша школа - гордость не только нашего городка, но и Гусь- Хрустального района. В школе трудится квалифицированный педагогический коллектив: активный, ищущий, творческий, высокомотивированный. Педагоги успешно применяют в образовательном процессе и внеурочной деятельности современные образовательные технологии, активно участвуют в  различных районных, областных конференциях, « штурмуют» ВИПКРО  с целью повышения  квалификации, разрабатывают образовательные модули по предметам, ведут диагностику учебных достижений.  Некоторым педагогам присвоен  статус « Учитель- экспериментатор». Школа участвует  в различных  конкурсах, в том числе на звание « Лучшее  образовательное учреждение». Нами  разработана программа  профориетационной работы в школе, что помогает  учащимся определиться и  сделать свой социальный выбор ( модель предпрофильной подготовки). Курловская СОШ №2 является областной площадкой по теме « Модель сопровождения образовательной деятельности обучающегося на основе интеграции общего и дополнительного образования». Руководителем площадки в школе является    инициатор всех идей , учитель физики высшей категории-  Прошина Галина Михайловна.  

 Школа сегодня  является  успешной, продвинутой, быстро реагирующей на изменения окружающей среды. Но так было не всегда…

Успешность  школы  можно рассматривать как синоним слова « статусность», а этого статуса у школы не было. Что-бы о школе заговорили, родители поверили в педагогов, школе необходимо было  свое лицо или  свой «статус кво».

С 2005 года ряд педагогов, работая  над методической темой школы « Личностно - ориентированное образование и его технологии», изучив особенности этого метода , стал активно внедрять  его в образовательный процесс. Реализация Концепции модернизации российского образования, введение профильного обучения в школе заставило задуматься о том, как предоставить возможность  учащимся 10-11 классов выбрать свой профиль в обучении. Какой класс открыть: физико-математический или социально - гуманитарный? И как быть, если такие классы уже  существуют на базе другой школы? Как удержать своего ученика? Поиски, мысли, изучение опыта  работы школ области постепенно привели нас к тому, что лучшая, перспективная и оптимальная для нас модель профильного обучения -  это выстраивание учеником своей собственной индивидуальной траектории.

В 2007 году мы стали районной площадкой по этой теме  « Индивидуальная учебная траектория в школе  III ступени»: составляли программу, внедряли технологии, активно делились опытом с другими школами района. В 2010 году вышли с этой темой на областной уровень. Школа заняла свое положение в обществе, приобрела свой статус. В глазах жителей города школа стала другой- перспективной. В школе определена структура, позиция, приоритеты. Сегодня это «школа для всех, школа для каждого».

«Успешность»-  это  еще и  синоним  слова « известность». Чем может быть известна наша школа? Своей историей, ведь нашей школе  скоро исполнится 110 лет со дня основания. Это одна из старейших школ района, имеющая  свои традиции: воспитательные, педагогические, спортивные. У школы имеется свой собственный гимн, написанный учителем музыки – Хромовой Ю.Н. Сложилась  в школе  система внеурочной и воспитательной работы, которая стала впоследствии  частью эксперимента в школе.  В Курловской СОШ №2  «живут»  творческие учителя и способные учащиеся, интересы которых выходят далеко за рамки учебных предметов и которые  не могут реализовать себя в пределах школьной программы . Необходимо было создать  такую модель развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,  которая позволила  бы им  реализоваться в различных областях науки и техники. Было решено организовать научно- исследовательскую деятельность через создание школьного научного общества учащихся. Так появилось ШНОУ « ФОТОН». Стало традицией ежегодно проводить научно – практические конференции, число участников которой  растет год от года.  Это не только ученики и учителя нашей школы, но и других образовательных учреждений района. Педагоги совместно с учениками принимают участие  в различных конкурсах самого разного уровня. В этом году мы приняли участие в международном конкурсе на лучший учебно-практический проект « Природа. Человек. Страна».

Известна школа и своими учителями: строгими и величественными, темпераментными, артистичными, энергичными и неугомонными. Именно благодаря им, школа стала узнаваемой. Ученики становятся призерами олимпиад, прославляя имя школы. Известность любой школе  приносят ее выпускники: за всю историю школы их немало. Среди них: химики- технологи, инженеры- строители, военные, медики, учителя. Можно  сказать, что Курловская СОШ №2 известна в разных уголках нашей Родины.

Успешность- это синоним слова « эффективность». Современное общество требует качественного образования. В начале экспериментальной работы в школе проводились педагогические  и методические советы, общешкольные собрания посвященные теме эксперимента. Люди прямо признавались, что    не понимают сути инноваций, возникали споры, дискуссиии. А затем учителя заговорили терминами нового образовательного мышления: индивидуальность, дифференцированность, траектория, маршрут. Это говорило о том, что произошли изменения в коллективе, произошел профессиональный рост. Большинство педагогов улучшили свой профессионализм через курсовую подготовку. Учителя получили другой статус даже в собственных глазах. Многие вышли на обобщение  своего педагогического опыта и на его распространение.

«Успешность»- это также количество и качество достижений в победах.

Поэтому необходимо было подвигнуть педагогов на участие  в профессиональных конкурсах « Наш классный - самый классный», « Сердце отдаю детям», « Учитель года». Учителя неохотно на это шли. Пришлось самой показывать пример. В 2007 году  школа заняла 2 место в  районном смотре- конкурсе моделей методических служб .В 2009 году я стала лауреатом районного конкурса « Учитель года». Теперь в школе много достойных продолжателей. Конкурсы дают возможность проявить себя  среди равных и сильнейших. Победы имеют большое эмоциональное значение для имиджа самого учителя и всей школы.  В школе появились учителя - творцы, созидатели, открылись новые таланты, что отразилось и на детях: у продвинутого педагога - продвинутые ученики. В коллективе прижились такие качества  как взаимопомощь, взаимоподдержка. Педагоги школы успешно проходят аттестацию, повышая свою квалификационную категорию.

Многие факты говорят о том, что мы умеем замечать моменты успешности, а значит,  работа эффективна.  Рейтинг успешности школы  и складывается из таких понятий как статусность, известность, эффективность. Подобный подход позволяет каждой школе  проявить себя в разных областях  и тем самым подняться на высшую ступень рейтинга.

Но главный критерий успешности - это то, что мы сами думаем о себе, то как мы воспринимаем и оцениваем себя, то, что мы делаем и каких результатов достигаем.